Igor-SE | Дата: Понедельник, 25.02.2013, 23:48 | Сообщение # 1 |
Птица Говорун
Группа: Проверенные
Сообщений: 91
Статус: Offline
| Семинар №13
Призраки в моей голове
Дамы и господа, позвольте поблагодарить вас за то, что вы меня еще не вздернули. Будете смеяться, но мне не до шуток, хотя и не без этого. Когда-то писатели, их адвокаты, военные и неврологи просто боролись за право первыми набросить мне петлю на шею. Прежде казалось непостижимым, что я так вот (на своих шпильках, в привычных колготках и платье) предстану на банкете в свою честь перед такой утонченной публикой, как вы. Было время, я ненавидела пластическую хирургию или переезд в самую глухую тьмутаракань, которую только можно себе представить.
Я не планировала ниспровергать общеизвестные факты, перекраивать законы или изобретать способы ведения войны оружием шестого поколения. Я замыслила нечто более гнусное – из идеи о влиянии на сознание сотворить подлинную науку. Говоря простым языком, воздействовать на человеческий мозг так, чтобы понять, где там «сидят» образы других людей.
В те дни появилась одна замечательная «игрушка» - ФМРТ (функциональная магнитно-резонансная томография), и все мы, как Левенгук у окуляра своего микроскопа, открывали неизведанный мир, который, оказывается, всегда был у нас перед глазами. В итоге, неврология эволюционировала в авторитетную, самостоятельную, оперирующую конкретными цифрами дисциплину по сравнению с тем, что делали загнанные на задворки науки Оливер Сакс и ему подобные, ограничившись более внимательным наблюдением за поведением человека. В итоге мы отбросили эмоции и вернулись к удобной беспристрастности эксперимента, доверяя лишь показаниям наших приборов.
Так вот, когда техника ФРМТ уменьшилась до размеров головного убора, или шапочки из фольги, как мы ее называли… Кстати, не волнуйтесь, если не поняли юмор – так и должно быть, пока… Во всяком случае, в наши дни, когда телепатия – это, наподобие расщепления атомного ядра, из разряда пусть повседневных, но все же чудес. Ой, извините, на чем я остановилась? Появление фольговой шапочки (точно, так оно и было!) мы восприняли как своеобразный «большой взрыв» - как начало золотого века неврологии, обещающей, с опорой на математику, раскрыть любые тайны человеческого мозга.
Лично я «гонялась за призраками». Особенно тем, что достался мне от мамы. Она скоропостижно скончалась, когда мне было четырнадцать, оставив призрак своего присутствия в виде голоса, звучащего у меня в голове. Влияние ее призрака прослеживалось также в моих моральных ориентирах и образе мыслей. Ее наставления, звучащие, казалось, с того света, не прекращались никогда. «Будь осторожна!» - предупреждала она, когда я подпускала к себе слишком близко симпатичного, но не блещущего интеллектом, мужчину. «Красота уходит, а ум с годами лишь повышается в цене!». Где-то внутри меня до сих пор сидело воплощение давно умершего человека - имитация, основанная на моем воображаемом реагировании на то, что бы мама сказала по тому или иному поводу.
Кстати, имитация не только ее! И Иниго Монтоя, и Великого Гетсби, и Джейн Остин, и Люка Скайуокера! Это настоящая мозаика из призраков в моей голове – не знаю, насколько этот собирательный образ точен, но если нет, то можно подобрать другой. В общем, я нашла там и маму, и всех остальных, четко осознав, почему призраки других людей, настоящих и вымышленных, селятся в наших умах.
Работа финансировалась «Проктер энд Гэмбл» в рамках одного из самых дешевых проектов, составляющих ничтожную долю от огромных средств, выделяемых для изучения спроса и предложения. Да, именно на маркетинг. Потому что как только нам удалось обнаружить область мозга, отвечающую за этих призраков у нас в головах, от нас тут же потребовали ее изучить.
Получается, существует немало способов достучаться до нашего сознания и заставить его смоделировать другого человечка. Это все благодаря неокортексу, а также связано с появлением в прошлом социальной иерархии у обезьян и возникших у них в связи с этим проблем. Интересно, такая обезьяна при встрече со мной что сделает: просто станет разглядывать, поколотит меня или предложит сорванный плод? Или спрячется в кустах, пока мы будем приманивать ее бананами, чтобы она потом их просто съела? Человек потратил целую вечность на развитие неокортекса, совершенствуя область мозга, отвечающую за призраков других людей, и вот теперь я знал, как ее «взломать» специально для «Проктер энд Гэмбл». И там оценили. Фирма использовала это, чтобы ее реклама проникала в ваши головы напрямую, минуя иные соображения. Теперь весь трагизм рекламных роликов про ручной лосьон, моющие средства и легкую закуску вошел в орбиту ваших повседневных проблем; их риски стали вашими собственными. Подобно наивным зрителям, ездившим в «экранных поездах», приводимых в движение кинопроекторами братьев Люмьер, первое поколение тех, кто испытал нашу методику, также оказалось неспособным, с точки зрения неврологии, отличить факт от вымысла. Разумеется, вечно такой рай для нас продолжаться не мог.
Судебные слушания против компании длились десятилетие, поэтому для каждого, кто следил за событиями, выплескивая в адрес ответчика праведный гнев, парочка новых исков все-таки давала повод задуматься: а могут ли мои изыскания действительно пойти на пользу? А когда разбирательства в судах поутихли, издатели предлагали рекордные суммы авторам, которые оказались, как утверждали их литературные агенты, частью нелицеприятных маленьких тайн «Проктер энд Гэмбл». Насколько мне известно, никто из представителей фирмы никогда не раскрывал моей методики, но, как это часто бывает, простая информированность о том, что нечто осуществимо, уже намек, которого достаточно, чтобы понять, как это сделать.
И вот мы среди обломков этого великолепия, что именуется обществом. Те из вас, кому нет еще тридцати, правильно оценивают данное повествование как своего рода губительный наркотик, как имитацию попытки показать, что болезненное реагирование ведет к потаенной двери на эволюционной лестнице нашего сознания. Некоторые из вас, вероятно, помнят те времена, когда мы думали, что писателю достаточно иметь свой почерк. Это было до того, как мы поняли: нет, успешный новеллист – это хакер, способный «взломать» мозги целой читательской аудитории.
Могло быть и хуже. Многие ли из вас помнят консультирование по семейным вопросам? Черта с два! Как будто пользы от него и не было вовсе. Вот, послушайте: «Вы так добры, что удостоили чести мою дочь. Не проходит и дня, чтобы я не гордилась ею».
А ведь в дрожь бросает, каким голосом она это произносит, не правда ли? Причем, я даже рта не раскрываю! Говорят, мы живы, пока нас помнят. Но кто знает точно, так ли это? А я все-таки верю.
В этот момент доктор покинул кафедру, чтобы растворится за дверью, как будто его и не было. Студенты повскакивали, чтобы размять затекшие ноги, в их головах его призрак уже застолбил себе место среди прочих.
|
|
| |